ЦСПП
Центр Социально-Психологической Помощи детям, подросткам и молодежи
Итоги семинара о наставничестве в рамках «Гражданского форума» Кировской области 2014

20 ноября в рамках «Гражданского форума Кировской области» прошла секция под названием «Наставничество: технология социально-психологического сопровождения воспитанников интернатных учреждений». 

НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи»  представил на ней результаты своего последнего проекта «Старший друг». Он объединил собой 20 воспитанников интернатных учреждений города Кирова и 20 наставников. В рамках проекта проводились семинары, деловые игры «Взаимный выбор», праздник «В поисках жар-птицы», выездные праздники для детей Спасо-Талицкого детского дома, спортивные эстафеты, байдарочный поход, профильная смена в лагере и другие мероприятия. Философия наставничества опирается на социальную среду воспитанников, жизненные возможности которых ограничены в виду обстоятельств и режимности учреждений, в которых они находятся. Коммуникативные и социальные навыки у таких ребят развиваются плохо. Наставничество является новой технологией, которая помогает развивать эти навыки у воспитанников, помогать из успешно реализовывать себя в современном мире.

Согласно опросам, 70% воспитанников признались, что испытывают потребность в старшем друге, для 65% возраст наставника не имеет значения.

Заместитель директора НОУ ЦСПП Марина Николаевна Бородатая рассказала об опыте Центра в реализации таких проектов. С 2009 года сотрудники ЦСПП трудятся над темой наставничества. с 2009 по 2013 год реализовывался проект «Академия социального успеха», с 2012 по 2013 год — проект «Маршрут социального успеха», в 2013 году — «Вектор эффективности», в 2014 году — «Старший друг». В настоящее время специалисты Центра приступают к реализации новой программы — « Социально-психологическое сопровождение воспитанников интернатных учреждений на основе наставничества». 

Опыт показал, что изменилось отношение к воспитанникам интернатных учреждений, от материальных форм помощи перешли к другим, более действенным. Из объекта заботы воспитанник превратился в активного субъекта взаимодействия. Была разработана и апробирована программа подготовки наставников, сформирован пул наставников из числа лиц с разным социальным статусом: студенты, преподаватели, члены Общественной палаты Кировской области, члены добровольческих движений, попечительских советов, бизнесмены. Были разработаны 4 программы групповой работы с воспитанниками интернатных учреждений, реализованы программы тренингов по развитию коммуникативных способностей, управлению психоэмоциональным состоянием, проведены 3 профильные смены «Академии социального успеха», реализовано более 20 совместных мероприятий наставников и воспитанников. Идеология наставничества получила общественную поддержку.

В настоящий момент технология наставничества востребована, однако требует усовершенствования.

Руководители пилотных учреждений — директор детского дома Наталья Семеновна Кирилловых и директор Нововятской школы-интерната Любовь Михайловна Лобастова поделились опытом участия в данных проектах и проблемами, с которыми пришлось столкнуться. Требуется время, чтобы преодолеть у воспитанников ориентацию на потребление, сместить акцент на взаимообмен, на активную помощь людям. Наставникам порой требуется содержательная и психологическая готовность, чтобы взять на себя такую немалую ответственность. Плюсом ко всему социокультурные учреждения не всегда готовы предоставить свои площадки для проведения различных мероприятий. Существует и проблема оценки эффективности, так как польза от наставничества имеет отсроченный эффект.

На семинаре выступил Андрей Леонидович Усенко, главный секретарь Общественной палаты Кировской области. Они вместе с супругой стали наставниками двух ребят-молодоженов, бывших воспитанников интернатного учреждения Жени и Стаса. Андрей Леонидович отметил, что наше общество постоянно ставит границы. Проще не замечать что-то, отгородиться от него, если ты не понимаешь, не знаешь, как помочь, не хочешь пускать в душу лишнюю печаль. Тем самым мы все оказываемся за глухими стенами, куда не проникает свет и добро. Наставничество — это один из механизмов борьбы с этими границами, оно не только освобождает ребят-сирот, но и освобождает само общество.

Немного о своем опыте наставничества поделились два студенты — Артем и Юля. Они отметили, что благодаря проекту они стали более внимательно относится к людям, осознали ответственность, открыли многое в людях и в самих себе.

Необычайно важно, чтобы опыт наставничества транслировался в другие учреждения, районы и регионы, чтобы доброе дело продолжало совершенствовать наш мир.

 


Добавить комментарий


© 2008-2015 ЦСПП.