«Мама, я боюсь»: как преодолеть детские страхи?

Предпоследний семинар в рамках социального проекта «Городской семейный университет» был посвящен детским страхам и путям их преодоления. Владимир Маяковский жутко боялся инфекций, Альфред Хичкок — яиц, а Наполеон Бонапарт приходил в ужас от одного образа белой лошади. Большая часть страхов и фобий, которые испытывает человек, закладывается еще в ранние годы его жизни. Существует несколько причин страхов:

  • конкретный случай (укусила собака)
  • внушенный страх (взрослые пугают Бабайкой, Бабой Ягой, милиционером и т.д.)
  • детская фантазия
  • внутренние конфликты в семье
  • взаимоотношения со сверстниками
  • невроз (и причина, и следствие страха)

Очень важно как можно раньше заметить, что ваш ребенок чего-то по-настоящему сильно боится, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалисту. Выделяют следующие критерии тревоги у детей: постоянное беспокойство, трудности в концентрации внимания, мускульное напряжение, раздражительность, нарушения сна, стремление избегать определенных мест и разговоров, смущение и застенчивость. Если присутствуют хотя бы 3 из перечисленных критериев, значит, ребенок тревожен. Сами страхи бывают трех видов: навязчивые, бредовые и сверхзначимые. Навязчивые страхи проявляются в определенной ситуации — ребенок боится темноты, высоты, замкнутого пространства. Бредовые страхи — признак серьезного психического отклонения, выявить причину такого страха довольно сложно (ребенок почему-то не хочет надевать определенный тип одежды, играть конкретной игрушкой). Сверхценные страхи исходят от фантазий ребенка, психологи в 90% случаев сталкиваются именно с такими видами страхов. Ведущая семинара психолог НОУ ЦСПП Елена Олеговна Ляшко подчеркнула, что страхи не всегда являются ненормальным отклонением. Каждому  возрастному периоду свойственны свои «нормальные» страхи, а именно: — Беременность и роды (ребенок чувствует и реагирует на состояние своей матери) — 0-1 год: страх потерять маму, страх незнакомых людей — 1-3 года: страх темноты, боязнь остаться одному — 3-5 лет: страх одиночества, боязнь замкнутых пространств — 5-7 лет: страх смерти, войны, боязнь наказания — 7-11 лет: социальные страхи, боязнь получить плохую оценку, боязнь школы, коллектива — 11-15 лет: повышенная тревожность, изменение внешности, страх быть отверженным, быть не самым лучшим. Елена Олеговна поделилась с родителями рекомендациями, как избежать развития и усугубления детских страхов.

  • Не следует пугать детей ради послушания (воспитание страхом есть жестокое воспитание(
  • Не нужно стыдить малыша за его страхи (страх и стыд взаимосвязаны)
  • Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой обстановке
  • Относитесь уважительно к страху ребенка, расскажите историю их своей жизни — о том, чего вы боялись, и как вы смогли преодолеть свой страх
  • Проявляйте внимание к тому, какие книги читает ребенок и что смотрит по телевизору, обсуждайте прочитанное/увиденное
  • Иногда для ребенка достаточно простого четкого разъяснения непонятной для него вещи, чтобы он перестал бояться

В конце занятия родители посетили сенсорную комнату. Сенсорная релаксация является одной из успешных методик, которые в том числе помогают бороться со страхами.  Психологи ЦСПП всегда придут на помощь в трудной ситуации!

Последний семинар состоится 20 ноября, также в 19:00. Тема: «Задержка речевого развития у детей. Причины и способы коррекции».

Ждем вас!

 

Опубликовано: 13 ноября 2014

Пост был полезен? Поделись с друзьями: