Наставничество: почему это важно детям с особыми потребностями

В настоящее время активно формируется опыт социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе технологии наставничества.

В мировой культуре понятие «наставничество» имеет древние корни и ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, часто являющимся образцом для подражания: в восточных религиях, к примеру, – сэнсэй (учитель), гуру (духовный наставник). Одним из значений латинского слова magister также является «наставник». Понятие «наставничество» в русском языке обращает нас в первую очередь к православной традиции, когда духовник-священник, принимающий исповедь, считается духовным наставником верующего.

В античной культуре и философии наставник понимался как мудрец-философ, дающий братству посвященных уроки практической философии.

Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю».

По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. Ж.-Ж. Руссо полагал, что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником.

Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом.

Наставничество в СССР — форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т. д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками.

С развитием добровольчества наставничество рассматривается как технология деятельности социально активных людей по социально-педагогическому сопровождению детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

         Содержание наставничества в отношении детей с особыми потребностями разрабатывается в рамках социальных проектов в разных регионах РФ и за рубежом. Можно выделить опыт г. Югра (ХМАО), проект «Организация и развитие системы наставничества и волонтерства в учреждениях системы социальной защиты», организация Kidsave (Кидсейв), проект «Социальная адаптация и наставничество», Запорожье, проект «Наставник для ребенка с ограниченными возможностями», терапевтическое сообщество Китеж и др.

НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи» (г. Киров) имеет успешный опыт организации наставничества студентов – добровольцев и воспитанников школ-интернатов г. Кирова. Актуальность и потребность воспитанников в наставничестве со стороны добровольцев подтверждается результатами проведенного опроса (апрель, 2013 год): 71% воспитанников интернатных учреждений испытывают потребность в старшем друге. Полученные в ходе опроса данные позволили выявить характер общения, его способы и мотивы.

78 % наставников – студентов и 87% подопечных общаются друг с другом с удовольствием. Наиболее частой темой для разговора между наставником и подопечным является учебная деятельность. Предметом обсуждения также являются ближайшие планы, хобби, вопросы личного характера. При беседе с наставником у подопечного реализуется потребность в обсуждении событий собственной жизни, их анализе.

Мотивы, побуждающие стать наставником,  разнообразны. 29% стали наставницей из-за «желания помочь», 24% респондентов отмечают, что «хотели узнать больше о такой категории детей», 24%  имеют «желание попробовать себя в роли наставника». Таким образом, преобладающими являются конструктивные мотивы, которые способствуют успешному взаимодействию наставника и подопечного, достижению поставленных целей.

Общения наставника и подопечного разнообразны по своим способам. Чаще всего их общение происходит на совместных мероприятиях, через Интернет, по электронной почте, в социальных сетях, по телефону, гостевые встречи. Наставничество осуществлялось в форме индивидуального и группового сопровождения.

Наставник может сыграть неоценимую роль в жизни воспитанника. Учитывая его интересы, желания и способности наставник может помочь овладеть ему новым социальным пространством, новыми видами деятельности, получить новый опыт. Убеждения и позитивный личный опыт, моральная поддержка и укрепления веры воспитанника в свои силы и возможности, вовлечение его в интересную деятельность будет способствовать расширению их социальных связей и контактов, обогащать коммуникативный опыт, формировать социально-одобряемые формы поведения.

Наставники также получают возможность обогатить свой опыт практикой заботы и общения с воспитанницами интернатных учреждений. Вот как они отзываются о своем наставничестве:

Евгения Ромашова: «Мне выпала почётная и вместе с тем очень ответственная роль наставника двух замечательных девочек из школы-интерната №1, которые, как мне показалось, выделили меня среди остальных студентов, пожелав работать со мной в одной команде. Нам с самого первого дня было достаточно легко и комфортно работать вместе, нам удавалось достигать взаимопонимания при обсуждении определённых вопросов и приходить к единому решению».

Айсина Абашеева: «я поняла, что быть наставником, значит помочь девочкам из интерната найти свой путь в этой жизни или хотя бы проложить начало этого «правильного» пути. Мы часто общаемся на разные темы, я пытаюсь помочь им советом в трудных ситуациях, хотя иногда ловлю себя на мысли, что в некоторых сферах жизни они намного опытнее, чем я… Мне нравится то, что я делаю,.. и вполне могу считать себя успешным человеком!»

Надежда Сычева: «… я с уверенностью могу сказать, что это ни с чем не сравнимый огромный опыт. Мне никогда ранее не приходилось общаться с воспитанницами интерната, но теперь я знаю, что это дружелюбные и открытые девочки, которые рады обрести старших друзей в лице наставников. Случались порой разные сложности, но вместе мы смогли их преодолеть.  И самое главное, я очень рада, что обрела нового друга, Л.»

         Марина Ивановна Лучинина: «Никогда раньше мне не приходилось выступать в роли наставницы, поэтому первые встречи с воспитанницами всегда сопровождались некоторой неуверенностью и тревогой. Общение с девчонками полностью изменило мои представления о жизни детей, оставшихся без попечения родителей, об их проблемах и достижениях. Наши встречи с девочками, телефонные разговоры всегда были поводом для размышлений и самых разных эмоций»

         Вероника Черных: «Наставничество – это была для меня новое и неизвестная вещь, которая представляла собой только лишь какие-то поучения со стороны наставника. Это казалось сложной и непосильной работой, но я всё-таки решилась на этот шаг и не пожалела. На практике все наоборот. Это оказался довольно таки занимательный процесс, когда ты не только сама даешь советы, для решения различных жизненных затруднений, но и учишься у воспитанниц сама. Для меня это хороший опыт».

          Анна Шихалева: «От наставничества я получила много положительных эмоций. Я познакомилась с замечательными людьми. Я многому научилась у своей подопечной. Все встречи с девочками были как на одном дыхании».

         Наталья Пушкарева:  «Когда я решила стать наставницей, нас готовили к обложке. Содержание же оказалась намного лучше, и, я получила огромное удовольствие от общения со своей В. Это был новый опыт, как для нее, так и для меня. В. очень позитивный и очень сильный человек».

Милена Деришева: «Каждому в нашей жизни нужен человек, который сможет в трудную минуту стать поддержкой и опорой, сможет протянуть свою руку и просто помочь. Именно такие мысли подвигли меня стать наставницей. Девочки оказались очень весёлыми, спортивными, интересными и общительными, активно и осмысленно подходят к каждому делу. Иногда мне казалось, что не я, а они я взяли надо мной «шефство» и учат меня многим вещам. И это здорово!»

        Мария Боброва: «Я не жалею о своем решении стать наставницей. Это дало мне возможность познакомиться с городскими центрами развития, с жизнью школы-интерната. Знать, что ты кому-то нужен и важен, что кто-то может ждать твоего совета — бесценно».

        Анна Соколова: «меня привлекла интересная и необычная форма работы –наставничество. Поначалу мне было сложно, потому что я нелегко иду с людьми на контакт, тем более, если разговор нужно начинать первой. Но с каждым, проводимым мероприятием, мы становились ближе… Удалось поучаствовать в интересных мероприятиях и познакомиться с интересными людьми. Я нисколько не жалею о том, что мне выпала такая возможность –быть наставником».

Таким образом, наставничество – одна из форм социально-педагогического сопровождения воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В зависимости от обстоятельств и задач наставничества можно говорить и о разных его видах: дружеское наставничество, наставничество в жизни, индивидуальное наставничество, наставничество в группе, наставничество с помощью интернета и электронной почты.

 

М.Н.Бородатая, зам. директора НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи»

Опубликовано: 24 декабря 2013

Пост был полезен? Поделись с друзьями: