ЦСПП
Центр Социально-Психологической Помощи детям, подросткам и молодежи
Подготовка ребенка к школе: плюсы и минусы современной образовательной практики

Новым, уже успевшим состояться и стать популярным среди родителей явлением, стала подготовка детей к школе в условиях школ развития образовательных учреждений г. Кирова. Выбор родителями такого способа развития и обучения дошкольника понятен и очевиден. Он продиктован только одним желанием: поступлением ребенка в престижное для родителей образовательное учреждение. Данное желание подогревается самим образовательным учреждением: не будете у нас заниматься, не рассчитывайте на возможность у нас учиться.

Чем руководствуются в формировании политики «родительской мотивации» образовательные учреждения, понятно.

Во – первых, это, безусловно, желание найти своего ученика, и не столько его, сколько его семью, родителей, готовых сотрудничать со школой и оказывать поддержку педагогам в обучении ребенка. По сути, это неплохо и даже целесообразно: помочь родителям ответить на вопрос «способен ли их ребенок учиться в данному типе образовательного учреждения?». Однако, школа развития в образовательном учреждении – удобный способ отобрать лучших и угодных педагогам детей и родителей с «возможностями». Сами подумайте, если школа набирает 2 – 3 первых класса, а занятия в школе развития посещает 150 человек, как минимум 80-100 детям и родителям, руководство образовательного учреждения вынуждено сказать «нет». Такая ситуация, безусловно, рождает у родителей суждение относительно возможностей и способностей ребенка.

Во – вторых, в условиях «оптимизации и самостоятельности» все образовательные учреждения заинтересованы в нахождении дополнительных источников поступления денежных средств. Школы развития – один из таких источников. Это поддержка и для школы и для учителя.

В-третьих, подготовка дошкольников к обучению это возможность учителей внести свой вклад в обеспечении его готовности к системному овладению образовательными программами. И это, безусловно, является конструктивным мотивом. Кто как не учитель начальной школы хорошо знает, каким требованиям к успешному освоению образовательных программ должен соответствовать первоклассник? Однако, вопреки всем нормативам, наполняемость группы в школе развития составляет около 20 и выше. Вопросы, связные с осуществлением индивидуального подхода и организации продуктивной работы на занятии снимаются сами собой.

В-четвертых, многие образовательные учреждения «мотивируют» родителей на раннее начало подготовки к школе – с 5 летнего возраста. В школах развития организуются группы для детей старшего дошкольного возраста. Организация такой образовательной практики — задача школы? Для этого в школе есть подготовленные специалисты? Или нет разницы в организации образовательного процесса для первоклассников и старших дошкольников? Или так школа выражает свое недоверие к системе дошкольных образовательных учреждений? Или проблема опять в другом: в необходимости привлечения денежных средств, поиска своего ученика, возможность дать «подзаработать» педагогам на государственных площадях?

Есть ли в процессе подготовки детей к школе у образовательных учреждений свои задачи и свое место? Безусловно. Участие школы нужно и целесообразно. Для ребенка – это знакомство с институтом «школа», ее стенами, духом, возможность психологической подготовки к новой роли и статусу «ученик». Для родителей – это возможность не только «выбора» учителя, подходящего ребенку, но и оценка его возможностей и способностей. Для учителя – это оказание помощи семье в вопросах выбора образовательного учреждения и образовательных программ его дальнейшего обучения, адекватных его индивидуально-психологическим особенностям. Однако, при очевидных плюсах, школа предлагает учебную модель подготовки дошкольников, слабо учитывая его возрастные особенности, особенно в ситуации преизбыточной наполняемости групп.

Есть ли альтернатива этому процессу? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Двадцатилетний опыт организации подготовки детей к школе в детских студиях развития «Машенька» и «Улыбка» Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи убеждает, что родители, высоко оценивая качество образовательного процесса и профессионализм педагогического коллектива в детских студиях, вынуждены ориентироваться на школу.

Принципиальное отличие процесса подготовки дошкольников в школе в студиях и в школе заключается в том, что в студиях развития Центра процесс подготовки дошкольников к школе: 1) содержательно и методически личностно-ориентирован; 2) максимально учитывает индивидуально-психологические особенности ребенка (малая наполняемость группы и психологическое сопровождение обучения детей это позволяют); 3) является лицензионным, то есть на все программы, условия, организуемую деятельность и ее методическое обеспечение получено разрешение Департамента образования Кировской области; 4) включает в себя комплекс предметных занятий, позволяющих, с одной стороны обеспечивать всестороннее развитие ребенка, с другой стороны, помочь родителям реально получить ответ на вопрос относительно выбора образовательного учреждения и способностей ребенка; 5) занятия в студии являются открытыми, следовательно, заинтересованный в развитии своего ребенка родитель, может присутствовать на занятии, получать объективную информацию о ребенке, реально взвешивая его возможности при выборе образовательного учреждения.

Сотрудничество с семьей в решении задачи подготовки дошкольников к школе – одно из главных условий наших отношений. К нам приходят разные дети, из разных семей, с разными возможностями и способностями. Для нас важно, чтобы «приращение» в процессе подготовки дошкольника к школе согласовывалось с его индивидуальной траекторией развития, укрепляло его силы и формировало чувство уверенности в себе.

Обращаясь к родителям, хочется напомнить, что фундамент развития ребенка, сформированный в период дошкольного детства, состоит из множества кирпичиков, каждый из которых важный, нужный и необходимый. Этими кирпичиками являются знания и умения, способности и возможности, черты характера, темп и характер познавательной деятельности, отношение к себе и к окружающим, умение сотрудничать со сверстниками и с взрослыми, здоровье, личностные и социальные ресурсы и многие другие. «Утолщение» одного или нескольких кирпичиков приведет к искажению фундамента, а значит, возведенное строение  может со временем деформироваться.

Относитесь внимательно, терпеливо и поощрительно к развитию своего взрослеющего ребенка. Выбирайте в союзники проверенных и надежных партнеров в подготовке своего ребенка к школе. Закон перехода количества в качество еще никто не отменял. Количество ваших родительских усилий будет поощрено качеством развития вашего ребенка, если все делать правильно, ответственно и во имя его развития.

 

Марина Николаевна Бородатая, руководитель студий развития

НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи» 


13 комментариев на «“Подготовка ребенка к школе: плюсы и минусы современной образовательной практики”»

  1. Ed Pills Comparison cialis price Cheap Canadian Meds

  2. Worldwide Zentel 400mg Amex Real viagra Achat De Cialis Canada

  3. Cialis En Promocion cialis price How To Last Longer Bed

  4. Ciprofloxacin Amoxicillin cialis Cialis E Tiroide

  5. Cheap Lasix 40 Mg cialis Amoxicillin And Amox Tr

  6. Acheter Kamagra Uk cialis Viagra Online 20 Pills

  7. buy accutane online topix viagra Amoxicillin With Out Rx

  8. Albenza cialis Where To Buy Amoxicillin 250mg

  9. Cialis Generika Serios viagra Nebenwirkung Levitra 10 Mg

  10. Amoxicillin Joint Replacement Best Cialis Online Costco Pharmacy Cialis Prices

  11. Zithromax Fever Sildenafil Dosage Keflex Interaction With Coumadin

Добавить комментарий


© 2008-2015 ЦСПП.