Подготовка ребенка к школе: плюсы и минусы современной образовательной практики

Новым, уже успевшим состояться и стать популярным среди родителей явлением, стала подготовка детей к школе в условиях школ развития образовательных учреждений г. Кирова. Выбор родителями такого способа развития и обучения дошкольника понятен и очевиден. Он продиктован только одним желанием: поступлением ребенка в престижное для родителей образовательное учреждение. Данное желание подогревается самим образовательным учреждением: не будете у нас заниматься, не рассчитывайте на возможность у нас учиться.

Чем руководствуются в формировании политики «родительской мотивации» образовательные учреждения, понятно.

Во – первых, это, безусловно, желание найти своего ученика, и не столько его, сколько его семью, родителей, готовых сотрудничать со школой и оказывать поддержку педагогам в обучении ребенка. По сути, это неплохо и даже целесообразно: помочь родителям ответить на вопрос «способен ли их ребенок учиться в данному типе образовательного учреждения?». Однако, школа развития в образовательном учреждении – удобный способ отобрать лучших и угодных педагогам детей и родителей с «возможностями». Сами подумайте, если школа набирает 2 – 3 первых класса, а занятия в школе развития посещает 150 человек, как минимум 80-100 детям и родителям, руководство образовательного учреждения вынуждено сказать «нет». Такая ситуация, безусловно, рождает у родителей суждение относительно возможностей и способностей ребенка.

Во – вторых, в условиях «оптимизации и самостоятельности» все образовательные учреждения заинтересованы в нахождении дополнительных источников поступления денежных средств. Школы развития – один из таких источников. Это поддержка и для школы и для учителя.

В-третьих, подготовка дошкольников к обучению это возможность учителей внести свой вклад в обеспечении его готовности к системному овладению образовательными программами. И это, безусловно, является конструктивным мотивом. Кто как не учитель начальной школы хорошо знает, каким требованиям к успешному освоению образовательных программ должен соответствовать первоклассник? Однако, вопреки всем нормативам, наполняемость группы в школе развития составляет около 20 и выше. Вопросы, связные с осуществлением индивидуального подхода и организации продуктивной работы на занятии снимаются сами собой.

В-четвертых, многие образовательные учреждения «мотивируют» родителей на раннее начало подготовки к школе – с 5 летнего возраста. В школах развития организуются группы для детей старшего дошкольного возраста. Организация такой образовательной практики — задача школы? Для этого в школе есть подготовленные специалисты? Или нет разницы в организации образовательного процесса для первоклассников и старших дошкольников? Или так школа выражает свое недоверие к системе дошкольных образовательных учреждений? Или проблема опять в другом: в необходимости привлечения денежных средств, поиска своего ученика, возможность дать «подзаработать» педагогам на государственных площадях?

Есть ли в процессе подготовки детей к школе у образовательных учреждений свои задачи и свое место? Безусловно. Участие школы нужно и целесообразно. Для ребенка – это знакомство с институтом «школа», ее стенами, духом, возможность психологической подготовки к новой роли и статусу «ученик». Для родителей – это возможность не только «выбора» учителя, подходящего ребенку, но и оценка его возможностей и способностей. Для учителя – это оказание помощи семье в вопросах выбора образовательного учреждения и образовательных программ его дальнейшего обучения, адекватных его индивидуально-психологическим особенностям. Однако, при очевидных плюсах, школа предлагает учебную модель подготовки дошкольников, слабо учитывая его возрастные особенности, особенно в ситуации преизбыточной наполняемости групп.

Есть ли альтернатива этому процессу? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Двадцатилетний опыт организации подготовки детей к школе в детских студиях развития «Машенька» и «Улыбка» Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи убеждает, что родители, высоко оценивая качество образовательного процесса и профессионализм педагогического коллектива в детских студиях, вынуждены ориентироваться на школу.

Принципиальное отличие процесса подготовки дошкольников в школе в студиях и в школе заключается в том, что в студиях развития Центра процесс подготовки дошкольников к школе: 1) содержательно и методически личностно-ориентирован; 2) максимально учитывает индивидуально-психологические особенности ребенка (малая наполняемость группы и психологическое сопровождение обучения детей это позволяют); 3) является лицензионным, то есть на все программы, условия, организуемую деятельность и ее методическое обеспечение получено разрешение Департамента образования Кировской области; 4) включает в себя комплекс предметных занятий, позволяющих, с одной стороны обеспечивать всестороннее развитие ребенка, с другой стороны, помочь родителям реально получить ответ на вопрос относительно выбора образовательного учреждения и способностей ребенка; 5) занятия в студии являются открытыми, следовательно, заинтересованный в развитии своего ребенка родитель, может присутствовать на занятии, получать объективную информацию о ребенке, реально взвешивая его возможности при выборе образовательного учреждения.

Сотрудничество с семьей в решении задачи подготовки дошкольников к школе – одно из главных условий наших отношений. К нам приходят разные дети, из разных семей, с разными возможностями и способностями. Для нас важно, чтобы «приращение» в процессе подготовки дошкольника к школе согласовывалось с его индивидуальной траекторией развития, укрепляло его силы и формировало чувство уверенности в себе.

Обращаясь к родителям, хочется напомнить, что фундамент развития ребенка, сформированный в период дошкольного детства, состоит из множества кирпичиков, каждый из которых важный, нужный и необходимый. Этими кирпичиками являются знания и умения, способности и возможности, черты характера, темп и характер познавательной деятельности, отношение к себе и к окружающим, умение сотрудничать со сверстниками и с взрослыми, здоровье, личностные и социальные ресурсы и многие другие. «Утолщение» одного или нескольких кирпичиков приведет к искажению фундамента, а значит, возведенное строение  может со временем деформироваться.

Относитесь внимательно, терпеливо и поощрительно к развитию своего взрослеющего ребенка. Выбирайте в союзники проверенных и надежных партнеров в подготовке своего ребенка к школе. Закон перехода количества в качество еще никто не отменял. Количество ваших родительских усилий будет поощрено качеством развития вашего ребенка, если все делать правильно, ответственно и во имя его развития.

 

Марина Николаевна Бородатая, руководитель студий развития

НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи» 

Опубликовано: 21 октября 2014

Пост был полезен? Поделись с друзьями: